Проблемно-интегративная технология в преподавании химии
Проблемно-интегративная технология в преподавании химии
Из опыта работы учителя химии
МБОУ «Лицей№3» г. Курчатова Курской области
Чистяковой Татьяны Михайловны
В аспекте современных требований к организации образовательного процесса обязательно применение эффективных педагогических технологий. Как известно, признаком любой технологии является продуманная система взаимосвязанной поэтапной деятельности учителя и обучающихся, способствующая достижению определенного результата. Что же является главным результатом учительского труда? Это активная личность, «вооруженная» разнообразными способами приобретения знаний, т.е. образовательными компетенциями. Поэтому в своей работе отдаю предпочтение развивающему, деятельностному подходу. Неизменная схема его такова:
Именно такой подход позволяет повысить субъектность обучающегося, т.е. сделать его активным участником процесса познания. Организация деятельности невозможна без должной мотивации, осмысления обучающимися поставленных целей. Поэтому наиболее разумно применение проблемно-интегративной технологии. Она предусматривает такой тип взаимодействия учителя и ученика, при котором «учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащихся на решение системы взаимосвязанных внутри и межпредметных учебных проблем в условиях целенаправленного обучения его процедурам выдвижения и доказательства истинности гипотез». Следовательно, главным признаком данной технологии является четкая постановка учебных целей, гибкое и поэтапное управление и организация познавательной деятельности школьника на основе оперативной обратной связи. В условиях проблемно-интегративной технологии ведущими являются следующие принципы:
- принцип межпредметной интеграции;
- принцип единства внутри и межпредметной интеграции знаний и способов
действий;
- принцип горизонтальной и вертикальной динамики и координации
познавательной деятельности обучающихся;
Таким образом, понимание таких принципов вызывает необходимость пересмотра средств и методов предъявления учебной информации, а также средств организации и управления познавательной деятельностью обучающихся.
В своей практике убедилась в том, что наибольший интерес проявляют дети к практическому материалу межпредметного характера, связанному с их жизнью. Поэтому большое внимание уделяю созданию проблемных ситуаций, являющихся основой вовлечения школьников в самостоятельный проблемно-поисковый, исследовательский процесс. Межпредметная проблемная ситуация - это «спровоцированное» учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи недостаточно предметных знаний и умений и осознает необходимость их внутри и межпредметной интеграции. В практике использую разные способы создания межпредметных проблемных ситуаций: ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация опровержения, ситуация предположения, и др. В зависимости от содержания учебного материала, его объема - для постановки проблем использую исторические, экологические, валеологические, личностно-значимые факты.
Формулировка проблемы зависит от типа урока, занятия: например урок-исследование требует выдвижения и доказательства гипотезы, ролевая игра требует обращения к профессиональной деятельности человека, понимание значимости химических веществ, изучение, их химических свойств требует диалога, который организуется в начале урока.
Приемы исследовательской деятельности максимально используются с первых уроков химии. По рекомендации известных методистов многие традиционно проводящиеся лабораторные опыты теперь преобразованы в исследовательские. Поэтому школьный учебник является хорошей основой. Например: опыт по приготовлению смеси порошков серы и железа. Задание формулируем так: в вашем распоряжении имеются вода, порошки железа и серы, химический стакан, магнит, лист бумаги, шпатели. Подумайте, с помощью каких простейших опытов можно найти ответ на вопрос: изменяются ли свойства веществ при их смешивании? Составьте план действий, которые приведут к нахождению ответа. Другой пример: тема «Сера. Химические свойства серы». Задание формулируем так: пользуясь периодической таблицей опишите строение атома серы, предположите ее химические свойства. В чем проявляются ее окислительные и восстановительные свойства? Самостоятельный поиск учащихся приводит к ответу и формулировке выводов. На. другом этапе обращаюсь к классу так: «Соединение серы с водородом - ядовитый газ, который выделяется из терриконов - отвалов угледобычи. А с какими соединениями сера превращается в лекарство»? (учащимся предлагается" исследовать состав соединений серы и лекарственных препаратов по этикеткам). В начале урока по теме «Жиры» на слайде учащимся предъявляется картина «Каменный век. Древние люди». Вступительное, слово учителя: «Сегодня совершим экскурсию в каменный век, узнаем о величайшем изобретении древнего человека. Перед вами кусочки жира, зола, водоросль ламинария, щелочь. Можно ли из этих продуктов получить мыло? (далее организуется поисковая самостоятельная работа по получению и исследованию состава мыла). Еще пример: тема «Ацетиленовые углеводороды, получение и химические свойства». В начале урока предлагаю классу такую задачу: «В начале 19 века для освещения экипажей, велосипедов, автомобилей, городских улиц и площадей использовали карбидные фонари». Как вы думаете какие реакции лежали в основе их использования? Заранее подготовленная творческая группа демонстрирует опыт получения ацетилена, реакцию гидратации в вытяжном шкафу. После его объяснения формулируется ответ - решение задачи. Учитель: «Предложите другие способы получения ацетилена в лаборатории, в промышленности. Урок по теме «Кислоты» в 8 классе начинаю с создания ситуации неожиданности. На доске плакат «Строение языка - органа вкуса». На столах учащихся лабораторные лотки с оборудованием: склянки с растворами кислот, упаковки с лимонной, фосфорной, стеариновой кислотами. Лаборант раздает таблетки аскорбиновой кислоты. Учитель: «Положите на язык таблетку.
Какая часть языка ощущает кислый вкус? Верно, кислоты и кислый от одного корня. Но если я капну всего одну каплю серной кислоты на кусочек ткани (сопровождается демонстрацией), то она разрушается. Вот так смертельно опасны многие кислоты для тканей живого организма. Никогда не пробуйте кислоты на вкус, многие из них ядовиты. Каждому человеку необходимы научные знания о кислотах, чтобы понимать как и где их применять.
Кислоты - это класс химических соединений. Эвристическая беседа к исследовательской работе:
- как распознать растворы кислот?
- какими индикаторами распознаётся кислая среда? (учащиеся выполняют опыты)
- какой химический элемент является главной составляющей кислот?
(изучение формул кислот). Вывод делается совместно с учителем.
Такие же подходы используем при подготовки элективных или спецкурсов. Покажем на примере занятия по теме «Гидролиз». Вступительное слово учителя: «Грех, если женщина выглядит менее красивой, чем могла бы быть. Многие из нас считают Афродиту и Нефертити необыкновенно красивыми женщинами, а ведь это была красота, подкреплённая косметикой. Что же применение косметических средств - неизбежность или необходимость? Сегодня мы попробуем установить связь между химией, биологией и жизнью на основе одной из важнейших тем - «Гидролиз», установить причинно - следственные связи между строением, свойствами и применением косметических средств. Далее организуется групповая самостоятельная работа (5 групп) по определению рН среды растворов веществ, которая завершается заполнением итоговой таблицы. На втором этапе урока с помощью цифровой лаборатории (датчик pH) и алгоритма учителем объясняется механизм реакции гидролиза. Пользуясь алгоритмом, учащиеся письменно объясняют механизм гидролиза на других веществах. Контроль этого - это тестовая работа. На третьем этапе вводится ролевая игра: менеджер по продаже косметических средств рекламирует мыло, лосьон, шампунь. Предлагается групповая исследовательская работа (3 группы) по определению характера среды растворов, используемых в повседневной жизни (мыло, лосьон, шампунь). Итогом работы являются выводы о наиболее эффективных моющих средствах, их положительном влиянии на кожу, волосы.
Такая работа, несомненно, позволяет решать одновременно несколько задач: развивает коммуникативную культуру учащихся, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, формулировать главные идеи урока, используя химический язык. Из урока в урок учащимися приобретаются определённые компетенции, формируется самооценка, которая контролируется не только учителем, но и одноклассниками.
На занятиях элективного курса в 9 классе по теме «Гидролиз»
Занятия элективного курса интересны по содержанию и по форме его проведения. Основное его достоинство в том, что мною отобрано интересное практически значимое, актуальное для учащихся содержание. Глубокое понимание обучающих, развивающих и воспитательных целей позволяют конкретизировать комплексные цели на этапах урока. Изучение нового ведения с опорой на знания, опыт учащихся, организуется в проблемно - поисковом режиме. Умело развиваются практические навыки, наблюдательность в ходе решения проблемно - исследовательских задач. Определение качества рН среды растворов, изучение качества моющих средств.
В то же время работа дифференцируется по группам, где каждый ученик развивает коммуникативные навыки, учится объяснять химические явления, выделять главное (см приложение 1). Здесь уместно используются ИКТ, алгоритмы для объяснения механизма гидролиза, создаются условия самостоятельного исследования механизма гидролиза на разных примерах. Обучение доступно и в то же время на высоком уровне сложности. Оправдана и ролевая игра менеджера по рекламе.
Список используемой литературы
1. Р.И. Тагиров Как мы изучаем химические свойства оснований и солей / Химия в школе, 2002, № 9
2. Аналитическая химия. Физические и физико-химические методы анализа./ Под ред. О.М.Петрухина. - М., 2009
3. Вольхин В.В. Общая химия. Избранные главы. - СПб, М, Краснодар., 2008
4. Цитович И.К. Курс аналитической химии. М.; 2007
5. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии1986
6. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. – М. Химия 1981, 2001.
7. Физико-химические методы анализа./ Под. ред. В.Б. Алесковского. – Л., Химия, 1988.
8. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу»Органическая химия.» Составители: Якубовсккий С.Ф., Троцкая З.Х., Новополоцк, 1990.
9. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М. Высшая школа, 1981, 1988, 1998, 2000, 2001, 2002.
10. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения: Б. Боннет и Д. Кин Москва, АСТ, Астрель, 2008 г.- 128 с
11. Анастасова Л. П., Гольнева Д. П., Короткова Л. С., Человек и окружающая среда – М: Просвещение, 1997
12. Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. - М: Просвещение, 2001