Обобщение опыта работы
Жмыхова Марина Валентиновна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Школа для детей с
ограниченными возможностями здоровья
№ 7» г. Курчатова Курской области
Обогащение речи обучающихся с нарушением интеллекта
историческими терминами.
Подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной
жизни и труду предусматривает усвоение ими некоторых исторических и
обществоведческих понятий. Особенно это относится к фактам и событиям
истории прошлого и настоящего нашей страны, с которыми обучающиеся
знакомятся не только в процессе изучения истории, но и при чтении
литературных произведений.
Роль уроков чтения в формировании исторических представлений у
обучающихся школы для детей с ОВЗ обозначена в работах Н.А.
Долгобородовой, Л.В. Петровой, А.Н. Капустина и др.
В.А. Сухомлинский рассматривал исторические знания как важнейшие
в формировании мировоззрения обучающихся, писал, что «… история
Родины – это наука, представляющая собой могучую, вечно живую силу,
творящую гражданина». Изучение многих художественных произведений,
составляющих основу школьного курса чтения, вызывает у детей с
нарушениями интеллекта серьёзные трудности. Между тем, усвоение
содержания литературной книги одним из важных средств коррекции
личности обучающихся, так как таким образом они знакомятся со многими
явлениями окружающей действительности, учатся разбираться в цепи
описываемых событий, понимать взаимоотношения героев.
При изучении исторических рассказов обучающиеся с
интеллектуальным недоразвитием испытывают затруднения, не умеют
пользоваться историческими терминами и не всегда понимают их значение.
Данное обстоятельство и обусловило тему нашей статьи. Особое значение
для обогащения словарного запаса обучающихся приобретает словарная
работа, цель которой − формирование умения правильно и активно
пользоваться историческими терминами.
Этапы словарной работы можно представить так:
семантизация слова;
актуализация слова;
использование слова в речи;
Активизация словаря − одно из важнейших направлений словарной
работы. Поэтому задача учителя − помочь обучающимся овладеть
сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в
активный запас учащихся. Слово считается активизированным, если, ученик
использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах,
сочинениях и т.д.
Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и
сферы употребления.
При разработке методов и приемов словарной работы мы
опираемся на следующие способы толкования значения слова, выделенные
М.Р. Львовым: наглядный, контекстуальный, способ перестановки
синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор
антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.
Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения
словаря обучающихся. Для того чтобы слово вошло в активный словарь
нужна последовательная гибкая работа над словом, которая планируется
каждый урок.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем
прочнее оно запоминается обучающимися. Поэтому нужно каждое слово
провести через сознание школьников несколько раз и в контекстах, чтобы
активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и
память, и, конечно, сознание.
Так, например, при изучении отрывка из повести «Судьба человека»
М.А. Шолохова обучающимся встречаются слова «мундир», «пилотка».
Перед изучением данной темы нами была проведена экскурсия в местный
краеведческий музей. В ходе экскурсии мы подробно остановились на показе
обмундирования солдат Красной армии. Затем на уроке была проведена игра
«Оденьте бойцов» с использованием иллюстрации в учебнике.
Прикоснуться к историческому прошлому, увидеть реальные объекты
помогает обучающимся коллекция предметов материальной культуры,
созданная в кабинете истории. Предметы этой коллекции можно подержать в
руках, попробовать действовать с ними так, как действовали люди
прошедшей эпохи. Модели представляют собой натуральные объекты
(предметы быта, одежда, орудия труда) и условное воспроизведение
натуральных объектов (памятников архитектуры, модели кораблей и т.д.) в
уменьшенном, несколько стилизованном виде. Опираясь на наглядно −
действенное мышление школьников, модели и коллекция дают общее и
конкретное представление об объектах материальной культуры.
Усвоение обучающимися таких слов, как рушник, ухват, прялка, чугунок,
кочерга происходит, именно при сборе предметов и организации коллекции в
кабинете истории.
Важную роль в обогащении активного словарного запаса играют
картины исторического содержания, как созданные выдающимися
художниками (изображающие исторические события, батальные и бытовые
сцены, портреты исторических деятелей), так и учебные, специально
написанные для целей образования и способствующие раскрытию учебной
темы. Исторические картины несут в себе массу детализированной
информации, умение видеть которую способствует формированию
целостного образа эпохи, эмоциональному восприятию события,
формированию личностного отношения к событию или личности.
В школе для детей с ОВЗ на уроках изучения исторических рассказов
возможно применение презентаций, которые способствуют созданию ярких
образов. Большой интерес для обучающихся представляет фрагмент
художественных фильмов «Александр Невский», «Бородинский бой», «Битва
за Москву».
С целью активизации словаря работу можно представить в виде
следующих основных этапов.
Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов.
а) контекстов
б) подбора синонимов или антонимов
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово.
2. Чтение и запись слова (работа над орфографией и орфоэпией)
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями
и предложениями), включающими в себя изучаемые слова.
На этапе закрепления материала обучающимся предлагаются
следующие задания.
Соотнесение слова с их значением
Ботфорты представители знатных фамилий
Извозчик человек, управляющий городским экипажем
Менуэт человек, занимающийся пошивом одежды
Портной медленный танец, которым открывается бал
Аристократ высокие сапоги из кожи
Трость декоративный посох, украшенный драгоценностями
Вставьте пропущенные слова в предложения.
− Военные люди, которые получали от царя за свою службу деревни с
населявшими их крестьянами (дворяне)
− Люди, посвятившие себя богу (священники)
− Жили в деревнях и занимались земледельческим трудом (крестьяне)
− Жили в городах и занимались изготовлением различных изделий для
продажи (ремесленники)
Выберите правильный ответ и подчеркните.
Много книг потребовалось, потому что строились
школы и университеты
читальные избы
церкви
Подумайте, о каком городе говорится в этом стихотворении А.С.
Пушкина.
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно;
Ногою твердой стать при море
Сюда по новым им волнам
Все флаги будут в гости к нам.
Большое значение в усвоении словарных слов играют занимательный
материал, кроссворды. В процессе работы, с кроссвордами обучающиеся
учатся давать правильное толкование тому или иному слову, закрепляют
правописание исторических терминов и понятий.
P 1a (Родина)
100 лица (Столица)
кчеонвики (кочевники)
плоовцы (половцы)
епечениг (печенеги)
хызаар (хазары)
Игра «Исторический снежный ком»
Цель. Закрепление исторических терминов и понятий, развитие памяти,
внимания.
Ход игры. Один ученик называет слово, другой повторяет это слово и
говорит свое.
Екатерина II -------дворянство-----льготы-------крестьяне--------вельможа------
помещик------аристократ.
Игра «Историческая азбука»
Цель. Активизация словаря исторических терминов и понятий.
Ход игры. За определенное время обучающимся предлагается написать
список слов на заданную букву, тесно связанных с изучаемой темой.
Площадь (красная), Покровский (собор), Постник (зодчий, собор
Василия Блаженного), Пожар (название площади)
Таким образом, предлагаемая система работы, методы и приемы работы
создают возможность обогащения речи детей с интеллектуальным
недоразвитием историческими терминами, обуславливает усвоение
исторических понятий, позволяет активизировать словарь обучающихся
школы для детей с ОВЗ.
Список использованных источников
Абрамова И. В. Формирование лексической стороны речи у умственно
отсталых старшеклассников на уроках чтения / И. В. Абрамова //
Современные проблемы предметного обучения умственно отсталых
школьников: кн. для учителя / под ред. О. А. Бибиной; Мордов. гос. пед.
ин− т. – Саранск, 2007. – С. 57 − 74.
Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно
отсталыми детьми / Известия АПН РСФСР. – 1981. – № 114. – С. 61 − 65.
Голикова Е.Т. Особенности понимания исторического материала
учащимися старших классов вспомогательной школы // Вопросы обучения
и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Данилкина.− Л.:
ЛГПИ, 1971.− С. 16 − 23.
Дульнев Г.М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы
словарного состава родного языка // Учебно − воспитательная работа в
специальных школах.− М.: АПН РСФСР, 1992.− Вып. 4.
Капустин А.И. Исследование уровня сформированности исторических
понятий у учащихся II – V классов вспомогательной школы //
Дефектология.− 1989.−№ 4.− С. 33 − 37.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания
русского языка в начальных классах.− М.: Издательский центр
«Академия», 2007.
Селиванова О.Г., Семейшева Е.П. Первая встреча с прошлым. Активная
познавательная деятельность младших школьников как условия
формирования исторических представлений и понятий // Начальная
школа.− 2000.- № 11.− С.60 − 64.
Сумарокова В.А. Запоминание словесного материала при разных способах
его восприятия умственно отсталыми школьниками // Автореферат канд.
дис. М., 1981.
Проблемно-интегративная технология в преподавании химии
Из опыта работы учителя химии
МБОУ «Лицей№3» г. Курчатова Курской области
Чистяковой Татьяны Михайловны
В аспекте современных требований к организации образовательного процесса обязательно применение эффективных педагогических технологий. Как известно, признаком любой технологии является продуманная система взаимосвязанной поэтапной деятельности учителя и обучающихся, способствующая достижению определенного результата. Что же является главным результатом учительского труда? Это активная личность, «вооруженная» разнообразными способами приобретения знаний, т.е. образовательными компетенциями. Поэтому в своей работе отдаю предпочтение развивающему, деятельностному подходу. Неизменная схема его такова:
Именно такой подход позволяет повысить субъектность обучающегося, т.е. сделать его активным участником процесса познания. Организация деятельности невозможна без должной мотивации, осмысления обучающимися поставленных целей. Поэтому наиболее разумно применение проблемно-интегративной технологии. Она предусматривает такой тип взаимодействия учителя и ученика, при котором «учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащихся на решение системы взаимосвязанных внутри и межпредметных учебных проблем в условиях целенаправленного обучения его процедурам выдвижения и доказательства истинности гипотез». Следовательно, главным признаком данной технологии является четкая постановка учебных целей, гибкое и поэтапное управление и организация познавательной деятельности школьника на основе оперативной обратной связи. В условиях проблемно-интегративной технологии ведущими являются следующие принципы:
- принцип межпредметной интеграции;
- принцип единства внутри и межпредметной интеграции знаний и способов
действий;
- принцип горизонтальной и вертикальной динамики и координации
познавательной деятельности обучающихся;
Таким образом, понимание таких принципов вызывает необходимость пересмотра средств и методов предъявления учебной информации, а также средств организации и управления познавательной деятельностью обучающихся.
В своей практике убедилась в том, что наибольший интерес проявляют дети к практическому материалу межпредметного характера, связанному с их жизнью. Поэтому большое внимание уделяю созданию проблемных ситуаций, являющихся основой вовлечения школьников в самостоятельный проблемно-поисковый, исследовательский процесс. Межпредметная проблемная ситуация - это «спровоцированное» учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи недостаточно предметных знаний и умений и осознает необходимость их внутри и межпредметной интеграции. В практике использую разные способы создания межпредметных проблемных ситуаций: ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация опровержения, ситуация предположения, и др. В зависимости от содержания учебного материала, его объема - для постановки проблем использую исторические, экологические, валеологические, личностно-значимые факты.
Формулировка проблемы зависит от типа урока, занятия: например урок-исследование требует выдвижения и доказательства гипотезы, ролевая игра требует обращения к профессиональной деятельности человека, понимание значимости химических веществ, изучение, их химических свойств требует диалога, который организуется в начале урока.
Приемы исследовательской деятельности максимально используются с первых уроков химии. По рекомендации известных методистов многие традиционно проводящиеся лабораторные опыты теперь преобразованы в исследовательские. Поэтому школьный учебник является хорошей основой. Например: опыт по приготовлению смеси порошков серы и железа. Задание формулируем так: в вашем распоряжении имеются вода, порошки железа и серы, химический стакан, магнит, лист бумаги, шпатели. Подумайте, с помощью каких простейших опытов можно найти ответ на вопрос: изменяются ли свойства веществ при их смешивании? Составьте план действий, которые приведут к нахождению ответа. Другой пример: тема «Сера. Химические свойства серы». Задание формулируем так: пользуясь периодической таблицей опишите строение атома серы, предположите ее химические свойства. В чем проявляются ее окислительные и восстановительные свойства? Самостоятельный поиск учащихся приводит к ответу и формулировке выводов. На. другом этапе обращаюсь к классу так: «Соединение серы с водородом - ядовитый газ, который выделяется из терриконов - отвалов угледобычи. А с какими соединениями сера превращается в лекарство»? (учащимся предлагается" исследовать состав соединений серы и лекарственных препаратов по этикеткам). В начале урока по теме «Жиры» на слайде учащимся предъявляется картина «Каменный век. Древние люди». Вступительное, слово учителя: «Сегодня совершим экскурсию в каменный век, узнаем о величайшем изобретении древнего человека. Перед вами кусочки жира, зола, водоросль ламинария, щелочь. Можно ли из этих продуктов получить мыло? (далее организуется поисковая самостоятельная работа по получению и исследованию состава мыла). Еще пример: тема «Ацетиленовые углеводороды, получение и химические свойства». В начале урока предлагаю классу такую задачу: «В начале 19 века для освещения экипажей, велосипедов, автомобилей, городских улиц и площадей использовали карбидные фонари». Как вы думаете какие реакции лежали в основе их использования? Заранее подготовленная творческая группа демонстрирует опыт получения ацетилена, реакцию гидратации в вытяжном шкафу. После его объяснения формулируется ответ - решение задачи. Учитель: «Предложите другие способы получения ацетилена в лаборатории, в промышленности. Урок по теме «Кислоты» в 8 классе начинаю с создания ситуации неожиданности. На доске плакат «Строение языка - органа вкуса». На столах учащихся лабораторные лотки с оборудованием: склянки с растворами кислот, упаковки с лимонной, фосфорной, стеариновой кислотами. Лаборант раздает таблетки аскорбиновой кислоты. Учитель: «Положите на язык таблетку.
Какая часть языка ощущает кислый вкус? Верно, кислоты и кислый от одного корня. Но если я капну всего одну каплю серной кислоты на кусочек ткани (сопровождается демонстрацией), то она разрушается. Вот так смертельно опасны многие кислоты для тканей живого организма. Никогда не пробуйте кислоты на вкус, многие из них ядовиты. Каждому человеку необходимы научные знания о кислотах, чтобы понимать как и где их применять.
Кислоты - это класс химических соединений. Эвристическая беседа к исследовательской работе:
- как распознать растворы кислот?
- какими индикаторами распознаётся кислая среда? (учащиеся выполняют опыты)
- какой химический элемент является главной составляющей кислот?
(изучение формул кислот). Вывод делается совместно с учителем.
Такие же подходы используем при подготовки элективных или спецкурсов. Покажем на примере занятия по теме «Гидролиз». Вступительное слово учителя: «Грех, если женщина выглядит менее красивой, чем могла бы быть. Многие из нас считают Афродиту и Нефертити необыкновенно красивыми женщинами, а ведь это была красота, подкреплённая косметикой. Что же применение косметических средств - неизбежность или необходимость? Сегодня мы попробуем установить связь между химией, биологией и жизнью на основе одной из важнейших тем - «Гидролиз», установить причинно - следственные связи между строением, свойствами и применением косметических средств. Далее организуется групповая самостоятельная работа (5 групп) по определению рН среды растворов веществ, которая завершается заполнением итоговой таблицы. На втором этапе урока с помощью цифровой лаборатории (датчик pH) и алгоритма учителем объясняется механизм реакции гидролиза. Пользуясь алгоритмом, учащиеся письменно объясняют механизм гидролиза на других веществах. Контроль этого - это тестовая работа. На третьем этапе вводится ролевая игра: менеджер по продаже косметических средств рекламирует мыло, лосьон, шампунь. Предлагается групповая исследовательская работа (3 группы) по определению характера среды растворов, используемых в повседневной жизни (мыло, лосьон, шампунь). Итогом работы являются выводы о наиболее эффективных моющих средствах, их положительном влиянии на кожу, волосы.
Такая работа, несомненно, позволяет решать одновременно несколько задач: развивает коммуникативную культуру учащихся, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, формулировать главные идеи урока, используя химический язык. Из урока в урок учащимися приобретаются определённые компетенции, формируется самооценка, которая контролируется не только учителем, но и одноклассниками.
На занятиях элективного курса в 9 классе по теме «Гидролиз»
Занятия элективного курса интересны по содержанию и по форме его проведения. Основное его достоинство в том, что мною отобрано интересное практически значимое, актуальное для учащихся содержание. Глубокое понимание обучающих, развивающих и воспитательных целей позволяют конкретизировать комплексные цели на этапах урока. Изучение нового ведения с опорой на знания, опыт учащихся, организуется в проблемно - поисковом режиме. Умело развиваются практические навыки, наблюдательность в ходе решения проблемно - исследовательских задач. Определение качества рН среды растворов, изучение качества моющих средств.
В то же время работа дифференцируется по группам, где каждый ученик развивает коммуникативные навыки, учится объяснять химические явления, выделять главное (см приложение 1). Здесь уместно используются ИКТ, алгоритмы для объяснения механизма гидролиза, создаются условия самостоятельного исследования механизма гидролиза на разных примерах. Обучение доступно и в то же время на высоком уровне сложности. Оправдана и ролевая игра менеджера по рекламе.
Список используемой литературы
1. Р.И. Тагиров Как мы изучаем химические свойства оснований и солей / Химия в школе, 2002, № 9
2. Аналитическая химия. Физические и физико-химические методы анализа./ Под ред. О.М.Петрухина. - М., 2009
3. Вольхин В.В. Общая химия. Избранные главы. - СПб, М, Краснодар., 2008
4. Цитович И.К. Курс аналитической химии. М.; 2007
5. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии1986
6. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. – М. Химия 1981, 2001.
7. Физико-химические методы анализа./ Под. ред. В.Б. Алесковского. – Л., Химия, 1988.
8. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу»Органическая химия.» Составители: Якубовсккий С.Ф., Троцкая З.Х., Новополоцк, 1990.
9. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М. Высшая школа, 1981, 1988, 1998, 2000, 2001, 2002.
10. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения: Б. Боннет и Д. Кин Москва, АСТ, Астрель, 2008 г.- 128 с
11. Анастасова Л. П., Гольнева Д. П., Короткова Л. С., Человек и окружающая среда – М: Просвещение, 1997
12. Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. - М: Просвещение, 2001