Обогащение речи обучающихся с нарушением интеллекта историческими терминами

Жмыхова Марина Валентиновна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Школа для детей с 
ограниченными  возможностями здоровья 
№ 7»  г. Курчатова Курской области

Обогащение речи обучающихся с нарушением интеллекта  
историческими терминами.
          Подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной 
жизни и труду предусматривает усвоение ими некоторых исторических и 
обществоведческих понятий. Особенно это относится к фактам и событиям 
истории прошлого и настоящего нашей страны, с которыми обучающиеся 
знакомятся не только в процессе изучения истории, но и при чтении 
литературных произведений.
         Роль уроков чтения в формировании исторических представлений у 
обучающихся  школы для детей с ОВЗ обозначена в работах Н.А. 
Долгобородовой, Л.В. Петровой, А.Н. Капустина и др. 
В.А. Сухомлинский рассматривал исторические знания как важнейшие 
в формировании мировоззрения обучающихся, писал, что «… история 
Родины – это наука, представляющая собой могучую, вечно живую силу, 
творящую гражданина». Изучение многих художественных произведений, 
составляющих основу школьного курса чтения, вызывает у детей с 
нарушениями  интеллекта серьёзные трудности. Между тем, усвоение 
содержания литературной книги одним из важных средств коррекции 
личности обучающихся, так как таким образом они знакомятся со многими 
явлениями окружающей действительности, учатся разбираться в цепи 
описываемых событий, понимать взаимоотношения героев.
          При изучении исторических рассказов обучающиеся с 
интеллектуальным недоразвитием испытывают затруднения, не умеют 
пользоваться историческими терминами и не всегда понимают их значение. 
Данное обстоятельство и обусловило тему нашей статьи. Особое значение 
для обогащения словарного запаса обучающихся приобретает словарная 
работа, цель которой − формирование умения правильно и активно 
пользоваться историческими терминами.
Этапы словарной  работы можно представить так:
семантизация слова;
актуализация слова;
использование слова в речи;
Активизация словаря − одно из важнейших направлений словарной 
работы. Поэтому задача учителя − помочь обучающимся овладеть 
сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в 
активный запас учащихся. Слово считается активизированным, если, ученик 
использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, 
сочинениях и т.д.
         Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и 
сферы употребления.
         При разработке методов и приемов словарной работы мы  
опираемся на следующие способы толкования значения слова, выделенные 
М.Р. Львовым: наглядный, контекстуальный, способ перестановки 
синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор 
антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования. 
         Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения 
словаря обучающихся. Для того чтобы слово вошло в активный словарь 
нужна последовательная гибкая работа над словом, которая планируется 
каждый урок. 
        Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем 
прочнее оно запоминается обучающимися. Поэтому нужно каждое слово 
провести через сознание школьников несколько раз и в контекстах, чтобы 
активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и 
память, и, конечно, сознание.
        Так, например, при изучении отрывка из повести «Судьба человека» 
М.А. Шолохова обучающимся встречаются слова «мундир», «пилотка». 
Перед изучением данной темы нами была проведена экскурсия в местный 
краеведческий музей. В ходе экскурсии мы подробно остановились на показе 
обмундирования солдат Красной армии. Затем на уроке была проведена игра 
«Оденьте бойцов» с использованием иллюстрации в учебнике.
       Прикоснуться к историческому прошлому, увидеть реальные объекты 
помогает обучающимся коллекция предметов материальной культуры, 
созданная в кабинете истории. Предметы этой коллекции можно подержать в 
руках, попробовать действовать с ними так, как действовали люди 
прошедшей эпохи.  Модели представляют собой натуральные объекты 
(предметы быта, одежда, орудия труда) и условное воспроизведение 
натуральных объектов (памятников архитектуры, модели кораблей и т.д.) в 
уменьшенном, несколько стилизованном виде. Опираясь на наглядно − 
действенное мышление школьников, модели и коллекция дают общее и 
конкретное представление об объектах материальной культуры. 
    Усвоение обучающимися таких слов, как рушник, ухват, прялка, чугунок, 
кочерга происходит, именно при сборе предметов и организации коллекции в 
кабинете истории.
Важную роль в обогащении активного словарного запаса играют 
картины исторического содержания, как созданные выдающимися 
художниками (изображающие исторические события, батальные и бытовые 
сцены, портреты исторических деятелей), так и учебные, специально 
написанные для целей образования и способствующие раскрытию учебной 
темы. Исторические картины несут в себе массу детализированной 
информации, умение видеть которую способствует формированию 
целостного образа эпохи, эмоциональному восприятию события, 
формированию личностного отношения к событию или личности. 
В школе для детей с ОВЗ на уроках изучения исторических рассказов 
возможно применение презентаций, которые способствуют созданию ярких 
образов.  Большой интерес для обучающихся представляет фрагмент 
художественных фильмов «Александр Невский», «Бородинский бой», «Битва 
за Москву».
      С целью активизации словаря работу можно представить в виде 
следующих основных этапов.
Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов.
а) контекстов
б) подбора синонимов или антонимов 
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово.
2.  Чтение и запись слова (работа над орфографией и орфоэпией)
    3.  Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями 
и предложениями), включающими в себя изучаемые слова.
        На этапе закрепления материала обучающимся предлагаются 
следующие задания.
Соотнесение слова с их значением
Ботфорты              представители знатных фамилий
Извозчик               человек, управляющий городским экипажем
Менуэт                  человек, занимающийся пошивом одежды 
Портной                 медленный танец, которым открывается бал
Аристократ            высокие сапоги из кожи
Трость                    декоративный посох, украшенный драгоценностями
Вставьте пропущенные слова в предложения.
− Военные люди, которые получали от царя за свою службу деревни с 
населявшими их крестьянами (дворяне)
− Люди, посвятившие себя богу (священники)
− Жили в деревнях и занимались земледельческим трудом (крестьяне)
− Жили в городах и занимались изготовлением различных изделий для 
продажи (ремесленники)
Выберите  правильный ответ и подчеркните.
Много книг потребовалось, потому что строились
школы и университеты
читальные избы
церкви
Подумайте, о каком городе говорится в этом стихотворении А.С. 
Пушкина.
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно;
Ногою твердой стать при море
Сюда по новым им волнам
Все флаги будут в гости к нам.

Большое значение в усвоении словарных слов играют занимательный 
материал, кроссворды. В процессе работы, с кроссвордами обучающиеся 
учатся давать правильное толкование тому или иному слову, закрепляют 
правописание исторических терминов и понятий.
P 1a (Родина)
100 лица (Столица)
кчеонвики (кочевники)
плоовцы  (половцы)
епечениг (печенеги)
хызаар (хазары)
Игра «Исторический снежный ком»
Цель. Закрепление исторических терминов и понятий, развитие памяти, 
внимания.
Ход игры. Один ученик называет слово, другой повторяет это слово и 
говорит свое.
Екатерина II -------дворянство-----льготы-------крестьяне--------вельможа------
помещик------аристократ.
Игра «Историческая азбука»
Цель. Активизация словаря исторических терминов и понятий.
Ход игры. За определенное время обучающимся предлагается написать 
список слов на заданную букву, тесно связанных с изучаемой темой.
Площадь (красная), Покровский (собор), Постник (зодчий, собор 
Василия Блаженного), Пожар (название площади)
 Таким образом, предлагаемая система работы, методы и приемы работы 
создают возможность обогащения речи детей с интеллектуальным 
недоразвитием историческими терминами, обуславливает усвоение 
исторических понятий, позволяет активизировать словарь обучающихся 
школы для детей с ОВЗ.
Список использованных источников
Абрамова И. В. Формирование лексической стороны речи у умственно 
отсталых старшеклассников на уроках чтения / И. В. Абрамова // 
Современные проблемы предметного обучения умственно отсталых 
школьников: кн. для учителя / под ред. О. А. Бибиной; Мордов. гос. пед. 
ин− т. – Саранск, 2007. – С. 57 − 74.
Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно 
отсталыми детьми / Известия АПН РСФСР. – 1981. – № 114. – С. 61 − 65.
Голикова Е.Т. Особенности понимания исторического материала 
учащимися старших классов вспомогательной школы // Вопросы обучения 
и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Данилкина.− Л.: 
ЛГПИ, 1971.− С. 16 − 23.
Дульнев Г.М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы 
словарного состава родного языка // Учебно − воспитательная работа в 
специальных школах.−  М.: АПН РСФСР, 1992.− Вып. 4.
Капустин  А.И. Исследование уровня сформированности исторических 
понятий у учащихся II – V классов вспомогательной школы // 
Дефектология.− 1989.−№ 4.− С. 33 − 37.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания 
русского языка в начальных классах.− М.: Издательский центр 
«Академия», 2007.
Селиванова О.Г., Семейшева Е.П. Первая встреча с прошлым. Активная 
познавательная деятельность младших школьников как условия 
формирования исторических представлений и понятий // Начальная 
школа.− 2000.- № 11.− С.60 − 64.
Сумарокова В.А. Запоминание словесного материала при разных способах 
его восприятия умственно отсталыми школьниками // Автореферат канд. 
дис. М., 1981.

08:51